Для "зеленых" стартапов есть шанс или это просто иллюзия?
27.04.2013
В ноябре 2012 г. Financial Times опубликовала статью чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова и одного из создателей PayPal и первых инвесторов Facebook Питера Тиля об опасной иллюзии технического прогресса.
"Настоящий прогресс в секторе информационных технологий в период с 1970-х до 2000-х годов маскировал относительную стагнацию в энергетике, транспорте, космической индустрии, разработке материалов, сельском хозяйстве и медицине", — считают Тиль и Каспаров. C ними трудно не согласиться в той части, что касается энергетики.
То, что энергетика превратилась в одну из самых консервативных отраслей, всячески сопротивляющихся инновациям, вдохновило тысячи предпринимателей и инвесторов по всему миру искать решения для инновационной энергетики. Конечно, чемпионом в этом направлении стал самый динамичный в новаторском плане сектор — возобновляемая энергетика.
Но вскоре подтянулись и "разумные" сети распределения энергии, системы "умный дом", решения для накопления энергии, для получения энергии из мусора, различные персональные энергетические гаджеты — от солнечной зарядки для смартфона до электромобиля. Эти идеи привлекли десятки тысяч стартапов, нацеленных на решение различного рода энергетических проблем.
Климатические изменения вместе с прогнозируемым ростом цен на ископаемые энергоносители привели в сектор энергетических инноваций масштабные объемы капитала — как частного, так и государственного. $6,5 млрд венчурных инвестиций получили "зеленые" стартапы всего мира только в прошлом году в поисках прорывных "зеленых" решений.
Понимая, насколько ограничен их собственный инновационный драйв, многие мировые энергохолдинги начали создавать собственные венчурные фонды, чтобы инвестировать внешние таланты. Ситуация выглядит довольно привлекательно, но что необходимо украинским стартапам для успеха на этом поле? И тут на помощь пришли определения.
Стив Бленк, стенфордский гуру стартапостроительства, определяет стартап как "временную, созданную для поиска повторяемой и масштабируемой бизнес-модели".
Несмотря на вес и авторитет Бленка, уже месяц меня не покидает определение стартапа, альтернативное классическому: "Стартап — это организация или группа, взвалившая на себя обязательство запредельного фокусирования на решении одной проблемы в обмен на шанс оглушительного успеха. Шансы варьируются".
Наверное, причина в том, что запредельный фокус — главная предпосылка успеха для технологического стартапа, особенно в дорогом для меня секторе "зеленой" энергетики и чистых технологий. Многие компании, пробующие себя в этом секторе, не добились успеха именно из-за отсутствия фокуса. Многих можно называть конструкторскими бюро, лабораториями или экспериментальными производствами, но их шансы на быстрый рост невелики.
"Стартап — это компания, созданная для быстрого роста", — говорит другой признанный практик стартап-арены Пол Грем из Y-Combinator. — Этот рост может быть через много лет после старта, но взрывной характер ему придаст именно запредельный фокус на решении одной проблемы".
Оба упомянутых классика реализовали себя преимущественно в секторе IT-стартапов. Но сказанное ими можно отнести и для "зеленого" сектора: актуален поиск бизнес-модели, подготовка площадки для взрывного роста, и от себя нагло добавляю — фокус.
На чем фокусироваться? Мне кажется, есть ряд вопросов, требующих от предпринимателей лазерного фокуса в этом непростом секторе.
1. Рынок. Конкуренция на глобальных рынках определенно может пугать, но отсутствие оной на украинском рынке в основном означает его монополизацию или отсутствие. Поэтому глобальный вектор важен: только он даст рост, учитывая, что США и Китай сейчас являются ключевыми потребителями "зеленых" решений.
2. Среда. Несмотря на серьезную школу "большой" энергетики в Украине, стартап, сориентированный на решение энергетических задач XXI, а не XX в., может столкнуться с ограничением среды сотрудничества и общения. Многие задачи, от поиска кадров до производства прототипов устройств, упираются в отсутствие соответствующей среды партнеров и единомышленников. Поэтому настолько важны предпринимательские сообщества и группы по интересам — вместе рынок двигать куда легче.
3. Бизнес-циклы. Часто опыт IT-стартапов формирует неадекватное быстрое ожидание отдачи от "зеленого" стартапа — уже через полгода. Но "зеленые" новации — это, как правило, "железо", и у него совершенно другие сроки продвижения от идеи до прототипа и коммерческой реализации. Месяцы здесь сменяют годы — поэтому и планируйте соответственно.
4. Капитал. Глобальное масштабирование бизнеса в основном строится на привлеченном капитале. Но венчурный капиталист или бизнес-ангел, инвестирующий в "зеленый" стартап, будет эффективным партнером, если работает в сфере своего фокуса. Соблазн привлечь непрофильного инвестора часто заканчивается болезненным разрывом. Важно, чтобы инвестор понимал ваш сектор, иначе диалог невозможен.
Много ли таких инвесторов в Украине? Похоже, их еще предстоит вырастить и воспитать. Ну а в построении отношений с международными инвесторами тоже нужен фокус — для точных попаданий в тенденции и рынок.
Несмотря на некоторый скептицизм Каспарова и Тиля, будущее энергетики представляется ярким хотя бы потому, что ее начинают двигать вперед люди со стартап-культурой. А если вы сомневаетесь в эффективности такой культуры, спросите о будущем электромобилей и частных космических полетов у Элона Маска (кстати, он тоже начинал в "PayPal-мафии" вместе с Тилем). SpaceX и Tesla Motos — явно не выглядят неудачниками.
Источник: ДеПо.ua
Похожие новости
Электромобили освободят от НДС, акциза и ввозной госпошлины22.05.2015
За принятие соответствующего законопроекта проголосовало 245 народных депутатов.
Инвесторам нужна независимая судебная система в Украине20.05.2015
Украине нужно решить некоторые моменты.
Концессионные дороги не всегда себя окупают13.05.2015
Инвестиционный проект строительства концессионной дороги – это проект на срок не менее 20-30 лет.
Архитектура
Дизайн интерьеров
Стройматериалы
Парки мира
Монако. Розарий принцессы Грейс
Заслуживает внимания, потому что:
- посвящен памяти одной из красивейших и легендарных женщин – принцессе Монако – Грейс Келли;
- создан на искусственно насыпанном участке суши, который люди отвоевали у моря почти 50 лет назад;
- все розы подарены саду розоводами США, Франции, Англии, Германии, Дании, Бельгии, Голландии и даже Новой Зеландии.Испания. Барселона. Розарий Сервантеса
Заслуживает внимания, потому что:
- здесь реализована идея сада-музея, сада-коллекции видов и сортов роз от времен их появления в Европе до последних достижений мировой селекции;
- автор проекта сада использовал покатый рельеф, распределив секции сада на террасах;
- удачно использованы приемы стилизации под средневековые испанские сады и виноградники.Австрия. Розарий в Бадене-Бадене
Баден — небольшой курортный городок на востоке Австрии, известный своими многочисленными термальными источниками. Он находится примерно в часе езды от Вены и славен богатой историей.
Франция. Париж. Розарий в парке Багатель
Заслуживает внимания, потому что:
- это классический розарий регулярной планировки;
- регулярная планировка сада погружает в эпоху правления короля Людовика;
- в Японии есть точная копия этого сада."Тростянец"
Стоит посмотреть потому что:
- входит в десятку самых больших садово-парковых ландшафтных ансамблей Европы (площадь 204,7 га)
- создан в английском пейзажном стиле, но в целом композиция напоминает лесной массив с долинами и Швейцарскими Альпами в центреЯпония. Asicaga Flower Park
«Как вдохновенен фиолетовый ливень нежных глициний запах так сладок пчел наблюдаю полет счастье нахлынет в эту мечту светлых грез парк Асикага нас подхватил и унес».
Так описал главную достопримечательность парка цветов Асикагf, в котором мне удалось побывать, современная поэтесса Кицуне Миято.
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.